Иисус и Назорейство

ВОПРОС

Здравствуйте!

Помогите пожалуйста ответить на вопрос: в книге Чисел глава 6 с 1 по 4 текст нельзя есть и пить все, что из винограда, кто дал обед назорейства. А в Евангелии от Матфея 26 текст 29 Христос пил от винограда. Как понять? И здесь же Числа 6 текст 5 растить волосы. А Первое Коринфянам глава 11 текст 14, волосы растить это бесчестие. Как это понимать? Помогите разобраться.

Юля

ОТВЕТ

Разделим ответ на две части: Иисус и обет назорейства, и длинные волосы – честь или бесчестье.

У многих читателей Библии складывается определенное впечатление о том, что Иисус как бы с детства является носителем всех бремен обряда назорейства, описанного в 6-й главе книги Чисел Ветхого Завета. Этот обряд давался на определенное время (как видно из Числ. 6:5), он верифицировался — как начало времени назорейства, так и окончание посредством определённых обрядов. Сам же обет был формой особого посвящения Богу, а его реализация была строго привязана к служению в скинии, а затем в храме.

Расхожее мнение, что Иисус был носителем обета, складывается из недопонимания стиха из Евангелия от Матфея, о том, что Он наречётся Назореем. Однако при чтении всего текста даже в небольшом контексте становится ясно, что имеется ввиду не обет назорейства из Чисел 6, а место происхождения Иисуса. Под словом «происхождение» мы здесь будем понимать место, где Иисус рос и взрослел, до времени наступления Его активной фазы служения (ок. 30 лет).

Сам же текст раздора звучит так: «и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется речённое через пророков, что Он Назореем наречется.» (Мф. 2:23). Оставим пока любимый приём Матфея: связывать события с пророками, и перейдем к сути, что имеется ввиду под словом «Назорей». Не только русскоязычного читателя Библии смущало древнегреческое слово «надзарайос», из оригинала текста. В течение довольно долгого времени одни толкователи понимали его,  как назорейство Иисуса, другие только как отсылку к месту происхождения (Назарет, то есть по идее правильно было бы переводить, как Назаретянин). Назарет – это небольшой городок, который был расположен в Галилее, области к северу от Иерусалима. Именно из-за провинциального происхождения Иисуса над ним потешались фарисеи, говоря: «Из Галилеи не приходит пророк», или «Может ли быть из Назарета что доброе».

Подавляющее большинство современных библеистов (богословов-академиков, специализирующихся на тщательном изучении текста Писания), согласны в том, что под словом Назорей следует понимать именно город происхождения Иисуса, а никак не перманентное Его пребывание в обете назорейства. Да и сама логика текста примерно такая же – он поселился в городе Назорете, поэтому собственно Назареем (Назаритянином) и называется. Следует понимать это слово, привязанное к Иисусу именно таким образом. К примеру «Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.» (Мф. 26:71), так же имеется ввиду «Иисусом из Назарета».

Вывод: В текстах Нового Завета ничего не указывает на то, что Иисус принимал обет назорейства, и уж тем более, что он обязан был им быть при рождении, это ломало бы нормативные обряды самого обета. Путаница связана со схожим звучанием слов «Назарет» и «назорей». Иисус Назорей – это то же, что и Иисус из Назарета или Иисус Назаретянин, имеется ввиду город происхождения, а не обет.

Длинные волосы мужчины – честь или бесчестье.

На удивление простой вопрос поднимает огромнейший пласт вопросов, практически весь он связан с тем как Павел понимал обряды после того как уверовал в мессианство Иисуса. На этот счёт до сих пор не всё ясно. Но мы попытаемся объяснить предметно.

Назорейство и волосы. Обет назорейства подразумевает отсутствие бритья и острижения во все дни, пока действует обет. По окончанию срока их полагалось сбривать в святилище как бы во свидетельство прошедшего срока обета. Стоит сказать, что сама суть обетов предполагает временное отрешение от некоторых личностных или социальных норм в угоду нормам религиозным. То есть длинные волосы мужчины в рамках обычной жизни, скорее всего необычное явление (хотя какая была мода на причёски в древнем Израиле мы не очень знаем), а во время обета назорейства – это абсолютная норма.

Скажем сразу, что книга Чисел и Послание ап. Павла к Коринфянам не слишком-то связаны. Так и вопросы о назорействе поднимаемые в 6-й главе книги Чисел и вопросы поднимаемые Павлом о внешнем виде в собрании (во время богослужения) – это совершенно разные вопросы друг с другом никак не связанные.

Тем не менее, попытаемся немного объяснить смысл пассажа: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него»(1 Кор. 11:14). Этот текст состоит в контексте рассуждения Павла о покрытости голов относительно гендера. Но это только на первый взгляд. Вообще весь отрывок довольно спекулятивный, особенно, если его неосторожно применять в сегодняшнем времени. Делать мы этого не советуем до тех пор, пока Вы досконально не изучите древнегреческий язык, а также и нравы мессианских общин I-го века по Р.Х. по отношению к римским обычаям. К слову, по последнему вопросу, свидетельств не очень много, а потому и однозначный вывод из этого текста, что имеет ввиду Павел и чего хочет добиться, не просто. Хотя нам поможет тот факт, что исторические свидетельства дают нам понять, что замужние римские женщины носили что-то навроде капюшона, в знак своего брака. Не стоит отметать и другой аспект, связанный с текстом — рассуждения Павла о покрытости и непокрытости головы работает именно в контексте общественных ритуальных действий (молитва, пророчество, имеется ввиду проповедь), а также в контексте брачных пар, хотя и с этим можно спорить, если Павел имеет ввиду собирательные образы. Скорее всего, общей темой для всего отрывка должно являться взаимное уважение членов общины, ведущих общественные ритуальные действия, ведь каждый так или иначе отражает славу другого. Так как первостепенное обращение и даже ирония (ст. 6) идут в адрес женщины, то можно предположить, что проблемы были именно с ними. Возможно, понимание христианской свободы привело их к некоторому состоянию отрицания смысла в общественных нормах поведения.

Интересным моментом является его указание на длину волос в качестве, предположительно, замены покрывала для женщин. Если он рассматривает длину волос в качестве покрывала, при простом подходе – муж не должен покрывать голову при ритуалах, а женщина должна, тогда становится понятно, почему мужчине не стоит отращивать длинные волосы, а женщине стоит. Мужчина, таким образом, будет находиться под «покрывалом», а ему это негоже, а женщина с длинными волосами как бы покрывается «естественным покрывалом», что для Павла годится. Стоит ли применять этот неясный текст в сегодняшнее время – это вопрос дискуссионный. На мой взгляд, если ясность не достигнута, то однозначно не стоит, по крайней мере буквалистски.