Как был казнен Иисус Христос? Крест или столб (стаурос)?

Как был казнен Иисус Христос? Крест или столб (стаурос)?

ВОПРОС

Здравствуйте!

Добрый день, уточните, пожалуйста, что конкретно Иисус Христос нес к месту распятия: весь крест целиком или только поперечную перекладину, столб? И на чем бы Иисус распят?

Станислав

ОТВЕТ

Вопрос и на самом деле интересный и двусложный, поэтому здесь я разделю ответ на две части.

1. Слово крещение происходит от слова крест?

В русском языке этимологически скорее всего так и есть, но в греческом языке, языке оригинала Нового Завета, мы имеем другую ситуацию: слово, которое у нас переведено, как «крещение» на оригинале βαπτιζω (баптидзо), означает погружение, окунание, этим словом также обозначается окунание предмета в какую-либо жидкость: краску, воду или яд.

Словом, же обозначавшим распятие было σταυρος (стаурос), специфическим значением которого, в отличие от более бытового окружить кольями, обнести, являлось значение римской казни распятия на кресте.

То есть мы видим, что обряд инициации в христианство, крещение, в греческом языке не связан с оригинальным словом σταυρος никакими коннотациями, тем более этимологически, а вот с богословской точки зрения самому обряду крещения придается значение символического повторения распятия. С христианской точки зрения крещение символизирует смерть для прежней жизни для жизни в новом веке, который наступил с пришествием Христа, крещение означает оставление всех своих прежних грехов и признание Иисуса из Назарета – Мессией, который был послан Богом Отцом для искупления человечества, а также признание верховной власти Бога над своей жизнью:

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;» (Рим. 6:3-6); «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.» (Гал. 3:27).

2. Каким способом был казнен Иисус — на кресте или столбе (стаурос)

Евангелия указывают на то, что это было распятие на σταυρος (стаурос, далее по-русски), то есть способ казни был римским, а не иудейским. Но что же означает слово «стаурос»? Историки выделяют четыре вида казни «стаурос»:

  1. Crux Simplex — простой вертикальный столб.
  2. Crux Commissa — крест в форме «Т».
  3. Crux Decussata — крест в форме «X».
  4. Сrux Immissa — два перекрещенных бруса (крест). Согласно традиции тот крест, на котором умер Иисус Христос.

Насколько мне известно, на способе Crux Simplex настаивают Свитедели Иеговы.  При личном общении я слышал следующий аргумент: потому что на это указывает Ездра: «Мною же дается повеление, что если какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно из дома его, и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины.» (Ездр 6:11).

Этот текст приводится в качестве части содержания письма Дария о защите строительства Второго Храма, уже из этого можно предположить, что это был способ казни в Вавилоне, но Рим и Вавилон, мягко сказать, разные вещи. Я уверен, что прежде чем казнить Иисуса никто из римских исполнителей специально не стал читать Книгу Ездры, для того чтобы узнать, как это делается, у них итак все было схвачено. Наверное, это не все аргументы за то, что этот метод действительно был simplex, но только этот в данном случае аргумент никуда не годится.

Далее, у нас действительно крайне мало свидетельств о способе казни Иисуса Христа, единственное что известно наверняка, так это то, что Его действительно распяли, в смысле известно нам относительно метода казни. Впрочем, есть несколько косвенных свидетельств в Евангелиях, которые могут помочь нам определиться:

  1. Мф. 27:37: «и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.». – Именно то, что надпись поставили над головой, говорит в пользу традиционного взгляда на крест Христов, ведь если бы метод был simplex, то надпись была бы скорее над руками.
  2. Ин. 20:25: «Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.». Указание на множественное число у слова гвоздь, является намеком что их было больше чем один, то есть, вероятно по одному на руку, в оригинале греческого текста стоит слово ἥλων – родительный падеж, множественное число и мужской род. Если бы Иисуса распяли на столбе, то был бы всего один гвоздь, вбитый в руки, так как в то время гвозди были дорогими, крупными и вбить их в дерево было не так просто. А одного гвоздя (большого, какими они были ранее) вполне хватает, чтобы человек не сошел с креста.

Многое на что опираются исследователи, выступающие за крест, – это некоторые свидетельства историков, например, Плутарха, а также на пласт церковной традиции, в данном случае, не из воздуха складывавшейся. Весьма и даже крайне маловероятно то, что христиане забыли бы визуальный образ истории распятия Иисуса, ставший символом христианства весьма рано. У одного лишь Павла мы видим символическое использование слово стаурос в различных контекстах не такое уж и малое количество раз, что показывает, что это слово, а также прилагающийся к нему визуальный образ играли немалую роль в развитии христианства.

Я убежден, что символ креста традиционного не смог бы быть забыт в христианском мире, и надо сказать, что я не нашел раннехристианских изображений столба распятия, применимого ко Христу, в качестве раннехристианской картины или символа, в отличие от креста традиционного. И хотя автор признает, что доказательств традиционной точки зрения не хватит для полноценного, так сказать, стопроцентного утверждения факта, что именно этот метод имел место быть при распятии Христа. Однако их (доказательств) вполне достаточно, для того чтобы отстранить различные спекуляции и махинации относительного того, что именно крест в его традиционном виде законно и не беспричинно является по праву основным исторически сложившимся символом христианской религии и объединяет вокруг себя всех последователей христианской религии.

Я ответил на Ваш вопрос?

В целом не так важно на чем был распят Иисус. Главное, что Он пошел на позорную и болезненную казнь за грехи людей.

А вдаваться в такие детали нет особого смысла. Ведь они не несут особого значения, важного для спасения, но отвлекают человека в целом от учения Библии и от сравнения своего характера с эталоном, приведенным в Божьем мудром Слове.