Почему четыре Евангелия противоречат друг другу?

Почему четыре Евангелия противоречат друг другу?

4-evangelista

ВОПРОС

Здравствуйте

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как понять тексты из Евангелие от Марка и Матфея про проклятие смоковницы. У Марка проклинает когда идут в Иерусалим, а у Матфея на другой день, когда идут в Иерусалим днём раньше, уже выгнал всех покупающих. Помогите понять, пожалуйста.

Юля

ОТВЕТ

Мир Вам!

Многих верующих, изучающих Писание, нет-нет, да и встревожит вопрос: Почему Евангелисты рассказывают о событиях в разном порядке? Почему они явно противоречат друг другу, хотя описывают одну историю?

Приведу примеры: В Евангелии от Иоанна Иисус совершает изгнание менял из Храма чуть-ли не в самом начале, тогда как остальные всегда располагают это событие в конце своих произведений. Торжественный въезд в Иерусалим по версии Матфея выглядит довольно комично: Иисус пытается усидеть на двух животных одновременно, как справлялись взрослая ослица и молодой осёл с этой задачей остаётся загадкой, тогда как по версии Марка ослик был один (что куда более логично). Проклятие смоковницы также происходит в разное время, а также и после воскресения первыми Иисуса видят разные люди — то женщины, то Пётр. И таких разночтений много.

Сразу же дам вводные данные: Рассматриваются только 4 канонических Евангелия. Среди них есть некоторое деление. Синоптические Евангелия от Марка, Матфея и Луки. Название «Синоптические» происходит не от названия профессии тех, кто предсказывает погоду, но от греческого слова, которое грубо можно перевести как «Совместное вИдение». Это потому, что евангелисты, которых мы классически называем Матфей и Лука (хотя имен авторов на самом деле достоверно никто не знает), уже имели на руках текст Евангелия от Марка (это подтверждают прямые цитаты из него, присутствующие в обоих Евангелиях), и потому писали они свои произведения базируясь на нём и дополняя его своими сведениями. Евангелист Иоанн стоит особняком, однако его произведение считается самым поздним из всех Евангелий. 

Дело в том, что евангелисты не являются историками, коих мы часто хотим в них видеть. Их целью не является рассказать историю Иисуса максимально достоверно. Строго говоря, до них такого литературного жанра как евангелие не существовало, ведь евангелие — это не жизнеописание в обычном смысле (как у Плутарха), где жанр требует придерживаться максимально возможной исторической достоверности (да и то, многим ли историкам это всё же удаётся?). Евангелие – прежде всего — это рассказ, именно рассказ об Иисусе из Назарета.

Возможно, ни один из евангелистов не был свидетелем описываемых ими событий, кроме, конечно Иоанна, но тот писал своё произведение позже всех остальных канонических евангелистов, а память — штука хитрая. По сути труд и метод евангелистов описывает Лука:

«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.» (Лк. 1:1-4).

Отсюда можно выделить цель: чтобы читатель, понимал откуда происходит то, во что он верит; а также и метод: опрос свидетелей событий, и последующая компоновка их в рассказ. В целом – журналистика своего времени.

Именно поэтому написание Евангелий ставит перед собой задачу по расставлению добытых историй об Иисусе в единый рассказ, согласно авторской задумке. Для примера, у Евангелиста есть набор фактов, мини-историй, которыми он владеет. Он пытается расположить их так, чтобы получился хороший и логичный внутри себя рассказ, именно поэтому каждый из Евангелистов по-своему особенен. Между историями делаются переходы, чтобы итоговый текст не выглядел рвано и урывисто. Автор также расставляет важные акценты: как смысловые, так и моменты эмоционального напряжения – эмфазы. В итоге у каждого из них получается великолепный рассказ о действительно происходивших событиях, переданный через призму восприятия автора-евангелиста.

Повод ли это не доверять Евангелиям? На мой взгляд нет. Так или иначе, они все отмечают ключевые моменты жизни Иисуса, Его речения, да и работа каждым из них была проделана в своё время довольно скрупулёзная. Напомню, что писали они свои произведения тогда, когда свидетели событий действительно были живы и могли рассказать то, что видели и знают.

То есть при всём авторском почерке, который несут на себе Евангелия они согласны в основных вехах истории Иисуса – Его избрании, Его конфронтациях с властями, Его смерти и, что наиболее важно, Его воскресении. Ну и самое основное, все они согласны с тем, что Он – Мессия.

Отвечал: Артем Татаркин

Дополнение

Не нужно книги Нового завета полностью приравнивать к Торе (Первым пяти книгам Библии), пророкам и писаниям, то есть Танаху, или как его сегодня называет христиане — Ветхому завету.

Тору записал Моисей, излагая на свитках прямые откровения от Бога и рассказывая историю исхода из Египта, непосредственным участником которой он был. Пророки несли народу прямую весть от Бога и записывали ее для современников и потомков… Летописцы детально документировали историю Израиля… А псалмопевцы, восхваляли Господа и Его мудрый закон, будучи движимы Духом Святым…

У книг Нового завета немного другой смысл и стиль. Целью Нового Завета является рассказ о долгожданном Мессии — Христе, которым стал Иисус из Назарета. 4 Евангелия — это рассказы об Иисусе очевидцев, а также Его современников, которые слышали истории о Нем от очевидцев. А апостольские послания — это письмена современников Христа, которых Он Сам призвал к работе благовестия о Себе, будучи на Земле и сразу после Воскрешения. Всё учение Христа пересказано авторами Нового завета верно, ведь Иисус Сам сказал, что напомнит через Духа Святого всё, чему учил:

Иоан.14:26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

А вот какие-то события, их очередность или цифры, могут быть неточными, но только в том контексте, который не касается непосредственно сути учения Иисуса.

Те христиане, которые пытаются доказать полную безошибочность книг Нового Завета, скорее всего проиграют Иудеям, которые хорошо изучили эту книгу, и хорошо знают Танах (Ветхий завет). Поэтому не нужно пытаться отстоять абсолютную безошибочность новозаветного текста во всём, что касается очередности событий, цифр, и описания антуража историй, происходивших с Иисусом. Но можно быть уверенным, что суть учения Бога Отца и Сына в книгах Нового Завета изложены верно благодаря Духу Святому, что обещал Сам Господь.

1 Комментарий

  1. Константин Чумаков:

    Каждый евангелист имел свою цель и потому, согласно этой цели описывают и несколько изменяют описания событий и слова Христа, чтобы это соответствовало взглядам и задачам евангелиста.
    У одного Христос живёт в Назарете, у другого в вифлееме.
    У одного на рождение Его пастухи и хоры ангелов, у другого этого ничего нет, но через 2 года после рождения являются волхвы.
    У одного Христос это Моисей и потому свое учение он должен излагать на горе (нагорная проповедь), у другого это не нужно и он говорит её в низине.
    Для одного развод недопустим и Христос говорит так, для другого есть причина для развода и он описывает слова Христа иначе.
    Для одного Христос — великий и весь Иерусалим его встречает и приходит в движение. Другому нужно показать, что Христос смиренный и его никто не встречает, а поют осанну только сопровождающие и в Иерусалиме все тихо и никакого шума.
    У одного Христос ДОЛЖЕН установить пасху и потому празднует её и наделяет новым смыслом хлеб и вино. У другого этого ничего нет, а пасха празднуется тогда, когда Христос уже в могиле.
    Это лишь маленькая часть расхождений. Кому интересно, могу описать подробней)
    Это говорит о том, что евангелисты верили по разному и выразили эти отличия в своих трудах.
    В новом завете не было нами выдуманного «единства». Многие имели разные взгляды и по разному трактовали учение. Едины они были не во всем, но только в главном: Иисус спаситель мира, родился от святого духа, учил народ и творил чудеса, умер преданный, воскрес из мертвых, явился ученикам, вознёсся на небо, второй раз явится для суда.
    В остальном они верили в разное.