Впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (вера и дела)

Впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (вера и дела)

vera-i-dela

ВОПРОС

Здравствуйте

1-е послание Коринфянам 3 глава. 15 стих: А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня

О каких делах здесь идёт речь ?

И вообще почему речь идет о делах, ведь Павел в другом месте четко писал:
Послание к Ефесянам 2 глава. 8 стих: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар

 

Петр

ОТВЕТ

Внимательно прочитайте текст, чтобы понять контекст, то есть, о чем в данном отрывке идет речь.

1 Кор.3:6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
9 Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, —
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

Тут идет речь о служителях Божьих — пастерах, миссионерах и вообще активных верующих. Павел приводит иллюстрации. Сначала служителей он сравнивает с земледелами, которые ухаживают за растениями (народом — Божьей нивой)

Потом Павел служителей сравнивает со строителями, которые на основании — Христе — из людей возводят строение Божьей церкви

Все эти строители (служители) по разному строят, то есть качество их служения разное — кто-то строит их золота, то есть служит хорошо, а кто-то из соломы, то есть его служение оставляет желать лучшего.

Качество их строительства определит Божий суд.
Хорошему строителю — служителю — будет похвала от Бога.
А тот служитель, который служил не достаточно хорошо, тоже спасется по любви Божьей, хотя мог сделать для Него и людей гораздо больше.

Что касается второго вопроса, видимо Вы о вере и делах…

Вопрос веры и дел всегда остро стоял в христианской церкви. После того, как государственные церкви туго затянули гайки, и провозглашали, что для спасения нужно делать то-то и то-то, включая индульгенции, реформаторы увидели, что в Библии есть тексты, где видно, что спасаемся мы по любви Божьей. В частности Мартин Лютер писал о приоритетах Божьей благодати над спасением делами. Но он никогда не писал, что можно цинично нарушать закон Божий, так как наши поступки не влияют на спасение.

Да, Библия учит, что сложно заработать себе спасение, стараясь выполнять определенные действия. Тот, кто опирается на свои дела, может понемногу отойти от Бога, ведь он рассчитывает только на себя. А значит потеряет близкую личностную эмоциональную связь с Господом. Павел тоже много об этом писал. Уже тогда вопрос спасения стоял остро. Галаты, например, рассчитывали спастись только делами, соблюдая закон, в частности, обрезаясь…  Павел же их учил, что первичен Христос и вера, а не формальное зарабатывание спасения.

Вся Библия учит покаянию, воздержанию от греха, стремлению жить по Божьим принципам (заповедям). Об этом прямо говорили Иисус и все апостолы, особенно Иоанн и Иаков. Павел же был образованным богословом, поэтому в посланиях к церквям часто поднимал вопрос спасения, поясняя, что христианин не должен ставку в спасении делать на свои дела, а главное нужно впереди видеть Христа. Мы все спасены только благодаря жертве Христа, а не своим делам! Иисус — вот Кто первичен, вот Кто источник спасения! Конечно мы должны стараться не грешить! Но одновременно, мы не должны думать, что спасение мы можем заслужить только сделав то-то и то-то! Здесь нет противоречия!
И сам Павел часто писал, что уважает закон, старается жить по нему и других призывает к тому же (1 Кор. 7:19,  1 Кор. 9:9,10, 20,21, Рим. 2:14,25,26, Рим. 3:31, Рим. 7.12,14,16,22, Рим. 8:7 ). Он прямо писал, что цинично согрешающие христиане не войдут в царствие Божье (см. 1 Кор. 6:9,10, Гал. 5:19-21, Еф. 5:1-5).
В целом вся Библия учит, как Ветхий так и Новый заветы (см. Матф. 7:20-23,  Матф. 25:31-34,41, Откр. 2:23, Кор. 5:10), что будет Великий Суд, на котором будет взвешиваться поступки и помыслы людей.
В частности, Великий Суд по закону Божьему четко описан в конце Библии:

Откр.20:12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

Откр. 22:14 Блаженны (счастливы) те, которые соблюдают заповеди Его (Божий закон), чтобы иметь им право на древо жизни (право на вечную жизнь) и войти в город (Новый Иерусалим) воротами.
15 А вне (вечной жизни и Нового Иерусалима)  — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (противоположные люди, то есть цинично нарушающий Божьи заповеди).

О вере и делах читайте также в книге «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» в главе «Оправдание по вере. Дела закона»